Госдума

В Государственной Думе прошел «правительственный час» с участием Дмитрия Григоренко

50

Просмотров

12.07.2023

Опубликовано

Госдума

Категория

Поделиться публикацией

Заместитель Председателя Правительства — руководитель Аппарата Правительства выступил с докладом «О мерах по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации». Также задали свои вопросы и выступили представители всех фракций

В Государственной Думе прошел «правительственный час» с участием заместителя Председателя Правительства — руководителя Аппарата Правительства Дмитрия Григоренко на тему «О мерах по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации».

В рамках обсуждения выступил руководитель профильного комитета, а также представители всех фракций. Кроме того, Дмитрий Григоренко ответил на вопросы депутатов.

В режиме ВКС в заседании приняли участие представители законодательных органов 74 субъектов РФ.

Проблема профилактики и устранения нарушений

В ходе обсуждения Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин обратил внимание на вопрос устранения нарушений, выявленных в ходе проверочных мероприятий в образовательных учреждениях — детских садах, школах.

«Проверочные мероприятия проводятся контрольно-надзорными органами, в первую очередь прокуратурой. При этом абсолютно не учитывается, что садик не профинансировали, школу не профинансировали, и у нас получаются директора садиков и школ — рецидивисты, потому что в отношении них административные взыскания, уголовные, слава богу, не открывают, но что касается мер прокурорского реагирования, их предостаточно, и судебное решение также выносится», — подчеркнул Вячеслав Володин.

Он предложил разработать нормативный акт, согласно которому при проверке таких учреждений надзорные органы выносили бы решения в том случае, если средства на устранение допущенных нарушений выделены, но израсходованы нецелевым образом.

«У нас же получается так: деньги не выделяет район или город, а спрашивают с учреждения образования или с детского садика — с директоров этих учреждений. Но отвечает за это все‑таки глава района или города, потому что он не профинансировал. Здесь было бы правильно дать четкий сигнал», — считает Вячеслав Володин. 

По мнению Председателя ГД, обязанность законодателей — не проходить мимо таких случаев и скорректировать действия контрольно-надзорных органов. 

«Мы спрашиваем с тех, кто не имеет ни финансов, ни возможности, но не спрашиваем с тех, кто и возможности имеет, и финансы. И вот здесь надо все‑таки нам разобраться. Особенно это касается, как правильно вы сказали, такой тонкой темы, как вопрос наказания», — обратился Вячеслав Володин к Дмитрию Григоренко. 

Заместитель Председателя Правительства отметил, что кабмин готов подключиться к проработке этого вопроса.

Контроль деятельности там, где есть угроза жизни и здоровью

Одной из главных тем обсуждения стал вопрос моратория на проверки бизнеса. По мнению Председателя ГД, там, где наносится ущерб и вред здоровью граждан, контроль должен осуществляться. 

«Это не только обращение представителя одной фракции — это позиция всего депутатского корпуса», — подчеркнул Вячеслав Володин.

Речь идет о тех, кто реализует некачественную продукцию, а также занимается торговлей вейпами или открывает «наливайки» в жилых домах. Регионы требуют принять меры в отношении таких компаний, добавил Председатель ГД. По его словам, законодатели вернутся к этой теме, потому что принятые меры явно недостаточны. Так, на эту проблему обращал внимание депутатов губернатор Калининградской области Антон Алиханов во время выездного заседания Совета Думы.

Развитие контрольно-надзорной сферы

Заместитель Председателя Правительства — руководитель Аппарата Правительства Дмитрий Григоренко отметил, что работа по развитию контрольно-надзорной сферы ведется по трем направлениям: создание понятных норм и правил, прозрачные процедуры контроля и совершенствование на основе обратной связи.

Работа по актуализации всех действующих правил для бизнеса была проведена в рамках так называемой регуляторной гильотины. По его словам, она «отсекла» 143 тыс. обязательных требований. При этом были приняты 55 тыс. новых правил и сохранены порядка 120 тыс. действующих ранее норм.

Также Дмитрий Григоренко рассказал, что главным изменением в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности стало обязательное применение рискориентированного подхода к проведению проверок. Вице-премьер подчеркнул, что все данные о проверках содержатся в единой цифровой системе. В ней представлена детальная информация о контрольной деятельности в масштабе всей страны.

Контрольно-надзорная деятельность совершенствуется через обратную связь от граждан и бизнеса, сообщил Дмитрий Григоренко. По его словам, она осуществляется при помощи сервиса досудебного обжалования решений контрольных органов портала «Госуслуги». При нормативном сроке рассмотрения электронной жалобы в 20 рабочих дней фактический срок почти вдвое меньше: в среднем он составляет 11 дней.

В прошлом году количество проверок по всей стране сократилось почти в пять раз по сравнению с 2019 годом, когда стартовала реформа контроля и надзора: по итогам прошлого года было проведено 339 тыс. проверок, уточнил Дмитрий Григоренко. Две трети этих проверок не были связаны со сферой бизнеса.

Глава Аппарата Правительства также напомнил, что в прошлом году в рамках мер поддержки экономики был введен мораторий на проведение проверок. По его словам, экономия бизнеса составила около 80 млрд рублей.

Вице-премьер поблагодарил депутатов за тесное и конструктивное сотрудничество в части совершенствования правовой базы регуляторной сферы.

Мнение профильного комитета

Председатель Комитета по контролю Олег Морозов напомнил, что реформа контрольно-надзорной деятельности была начата по инициативе Президента РФ Владимира Путина: «Правительству по сути удалось перевернуть закостенелую бюрократическую пирамиду. Прежде результатом контроля и надзора были преимущественно сами проверки, выезды, протоколы о нарушениях и наказания. Теперь целью контрольно-надзорной деятельности становится стимулирование добросовестного поведения, успешная работа на конечный результат, а вовсе не количество проверок и полученных штрафов».

Совместно с парламентариями в ходе запуска реформы были внесены изменения в 132 федеральных закона, напомнил Олег Морозов.

«Важнейшим является вопрос о дальнейшем развитии контрольно-надзорной деятельности. Уже сейчас Правительством ведется работа по реализации следующего этапа реформы. Специальная рабочая группа для этого создана и в Комитете», — сказал депутат.

Среди того, над чем, по словам Олега Морозова, эта работа ведется: внедрение заявительного, добровольного характера определенного круга проверок, максимальное использование механизмов страхования предпринимательских рисков, совершенствование системы «профилактических визитов», а также развитие института досудебного обжалования, что должно обеспечить равные, конкурентные права проверяемого и проверяющего.

«Комитет уверен, что совместными усилиями удастся решить все эти задачи, и тогда реформу можно будет признать одной из самых успешных за последние десятилетия», — заключил Председатель Комитета по контролю.

Предложения фракций

Первый заместитель руководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев заявил, что контрольно-надзорные мероприятия в сфере защиты от техногенных катастроф и проверка особо опасных объектов должны носить предупредительный характер.

«Контрольно-надзорная деятельность должна быть направлена в первую очередь на защиту интересов и прав граждан», — подчеркнул парламентарий. Кроме того, Первый заместитель руководителя фракции КПРФ призвал усилить контроль за качеством школьного питания и оказания медицинской помощи гражданам.

Первый заместитель Председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой (ЛДПР) обратил внимание на уменьшение числа жалоб регионов на проведенные проверки: «В этом смысле есть прогресс».

«Наша фракция считает, что тот мораторий, который на сегодняшний момент существует, надо всячески поддержать», — добавил депутат.

Первый заместитель Председателя Комитета по контролю Дмитрий Гусев («Справедливая Россия — За правду») заявил, что фракция поддерживает стратегию Правительства по контрольно-надзорной деятельности: сокращение проверок, в первую очередь для бизнеса, в том числе замену штрафов профилактическими визитами, сокращение числа требований, переход на рискориентированный подход и внедрение электронной системы мониторинга.

При этом депутат обратил внимание на то, что остаются проблемы, в частности с увеличением числа пожаров, случаев отравления нелегальными слабоалкогольными напитками, а также едой в точках общепита, в том числе среди детей. «Если мы понимаем, что в общепите эта тема не работает, надо вернуться к точечной отмене моратория проверок общественного питания», — сказал Дмитрий Гусев.

Председатель Комитета по малому и среднему предпринимательству Александр Демин («Новые люди») предложил Правительству усилить работу по реформированию Кодекса об административных правонарушениях, снизить штрафы для бизнеса. «Мы уже направили в Правительство законопроект о снижении штрафов для бизнеса по 25 административных статьям, предложили убрать такую драконовскую меру, как закрытие бизнеса на 90 дней», — добавил депутат.

Кроме того, Председатель Комитета считает необходимым изменить подход к процедурам надзора. «Какое бы идеальное нормативное требование ни было, процедура может довести его до абсурда», — сказал Александр Демин.

Ежегодная экономия российского бизнеса в результате реформы контрольно-надзорной деятельности составила, по некоторым оценкам, от 200 млрд до 300 млрд рублей, отметил Председатель Комитета по экономической политике Максим Топилин («Единая Россия») По его словам, этого удалось добиться благодаря отмене избыточных требований к предприятиям. «В этом направлении мы должны дальше двигаться», — заявил парламентарий.

Кроме того, по словам Максима Топилина, необходимо расширять систему проведения именно профилактических мероприятий, а не контрольно-надзорных, а также усиливать цифровизацию. Речь идет о переходе на электронный документооборот по аналогии с кадровым делопроизводством, когда инспекторы могут удаленно осуществлять надзор, отметил депутат.


Источник: Госдума

Ещё новости

Читать все новости

 

Ели Вы хотите направить обращение к депутату как частное лицо или представитель компании, не связанной со СМИ, воспользуйтесь, пожалуйста, специальной формой, размещенной на сайте.