Строительство и ЖКХ
220
Просмотров
29.07.2022
Опубликовано
Строительство и ЖКХ
Категория
Поделиться публикацией
Представляя исследование, его авторы напоминают, что ИПЕМ публикует расчеты по теме роста тарифов на ЖКУ с 2016 г. Эксперты института отмечают, что впервые за три последних года увеличился средний взвешенный базовый индекс платы за коммунальные услуги, причем прирост индекса в 2022 г. достиг максимальных значений после изменения системы индексации тарифов в 2015 г.
Одновременно, пишут они, усиливается разрыв между ростом базовых индексов платы и инфляцией, который по итогам 2022 г. может достигнуть 12 п.п. Этот дисбаланс, констатируют исследователи, сдерживает тарифную нагрузку на население, однако предприятия ЖКХ из-за неспособности компенсировать потери от инфляции ростом своих доходов вынуждены сокращать затраты, в том числе за счет сжатия инвестиционных программ.
«Базовые значения индексов платы в последние годы все слабее отражают реальную ситуацию в муниципалитетах. При этом сохраняется практика установления окончательных индексов платы, превышающих нормативные значения даже с учетом допустимого отклонения», — отмечают ученые ИПЕМ.
В ряде регионов значения окончательных индексов платы между муниципалитетами заметно различаются. В 2022 г., как и в предыдущие годы, пониженные индексы платы устанавливались, как правило, для муниципалитетов со значительной долей сельского населения. При этом значимая разница индексов между городским и сельским населением наблюдается только в двух регионах — Кемеровской области и Татарстане.
Авторы исследования считают, что многие отклонения от традиционного порядка индексации тарифов ЖКУ — последствия мусорной реформы. В подтверждение приводят такой пример: со второй половины 2021 г. в Красноярске стали различаться тарифы на обращение с ТКО для районов, расположенных на левом и правом берегах Енисея, в результате разница в тарифах для разных его берегов достигает 27—35% в разные периоды года.
Другой особенностью тарифной кампании эксперты ИПЕМ называют расширение применения механизма «альтернативной котельной», не предполагающей государственного регулирования тарифов. При этом последствия перехода к альтернативному методу расчета тарифов на тепловую энергию для городов-миллионников неравнозначны: в Красноярске переход на «альтернативную котельную» уже привел к росту тарифов, в отличие от Самары и Перми, констатируют авторы исследования.
Источник: Экономика и Жизнь