Госдума
121
Просмотров
16.11.2022
Опубликовано
Госдума
Категория
Поделиться публикацией
Министр рассказал депутатам о реализации национального проекта «Образование». В ходе «правительственного часа» парламентарии обратили внимание на важность патриотического воспитания в школах, высказали свои предложения по повышению качества образования и престижа профессии учителя
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов ответил на вопросы депутатов — по три от каждой из фракций. Свои предложения озвучили председатели трех профильных комитетов — по просвещению, по контролю и по вопросам семьи, женщин и детей. Также выступили представители пяти фракций ГД.
Он напомнил, что уровень муниципальных школ «очень разный». «Есть областные центры, где есть возможность развивать школы. А есть сельские районы. У нас в сельских районах 56 % школ из почти 40 тыс.», — добавил Вячеслав Володин.
Председатель ГД выразил надежду, что до конца года удастся выйти на принятие поправок: «Мы постараемся рассмотреть законодательную инициативу, несмотря на то что она совместного ведения, и выйти на принятие, учитывая, что у нас практически все депутаты поддержали».
«Будет расти качество образования — значит, в результате будут наши, отечественные технологии, будет развиваться экономика и все будет хорошо. Если качество образования не будет повышаться, возникнут проблемы», — подчеркнул Вячеслав Володин.
Важность трудового воспитания
ТакжеПредседатель ГД заявил о необходимости воспитания у школьников правильного отношения к труду. «Если будет другое отношение к труду, будет другое отношение и к изучению физики, и математики, и иностранных языков, и ко многому другому. Ребенок будет расти другим. Гармония придет. А так — потребители», — считает он.
Если родители хотят, чтобы их ребенок вырос настоящим гражданином, у него должно быть сформировано положительное отношение к труду, убежден Вячеслав Володин. «Только через труд можно воспитать отношение ко многим вопросам, которые потом ему понадобится решать», — добавил он.
Дом и семью никто не заменит, но школа должна восполнять пробелы, подчеркнул Вячеслав Володин: «Самый простой, наверно, вопрос, и не будет никто возражать, если мы с вами возьмем и примем нормы, имеющие отношение к трудовому воспитанию, к участию ребенка хотя бы в каких‑то минимальных вопросах, связанных с трудом в школе».
Председатель ГД также предложил подготовить общедепутатский законопроект о трудовой составляющей в воспитании школьников. Министр просвещения Сергей Кравцов предложение поддержал.
О ходе реализации нацпроекта «Образование»
Министр просвещения Сергей Кравцов в своем выступлении отметил, что главная цель министерства — создать единое образовательное пространство. Кроме того, разработанные программы задают единый подход в преподавании истории, литературы, обществознания — дисциплин, которые формируют сознание молодого поколения.
Особое внимание будет уделяться учебникам: предлагается изменить порядок формирования соответствующего перечня, сообщил Министр. «В ходе экспертиз специалисты особенно внимательно отнесутся к ценностям, смысловым вопросам. Здесь абсолютно неприемлемы разрушительные, дикие для нашего многонационального общества вещи, такие как расизм, отрицание значимости семьи и многие другие. Мы обязаны и будем защищать наших школьников от псевдоценностей», — подчеркнул Сергей Кравцов.
Говоря о важности преподавания истории, он сообщил, что события сегодняшнего дня — специальная военная операция, вхождение в состав России новых регионов — будут отражены в учебниках по истории. Сергей Кравцов также отметил, что в преподавании и всеобщей, и отечественной истории сегодня преобладает европоцентричный подход. «Пора выправить этот давно возникший перекос», — обратился Министр просвещения к депутатам.
В следующем году будет ликвидирована третья смена в школах, сообщил Сергей Кравцов, а к 2024 году в каждой школе России будут созданы театр и спортивный клуб. Министр также рассказал об области среднего профессионального образования: идет адресная работа с Минпромторгом под запросы отечественной экономики. Кроме того, Сергей Кравцов отметил важность исключения понятия «образовательная услуга» из профильного закона и поблагодарил депутатов за закон о снижении бюрократической нагрузки на учителей.
«В дальнейшем считаем важным найти законодательное решение таким вопросам: дополнительное обеспечение статуса русского языка как государственного и введение школьной формы. Пусть каждая школа самостоятельно определит, какой ей быть», — добавил Министр просвещения.
Также в своем выступлении Сергей Кравцов затронул тему образования на новых территориях. «В каждом новом регионе будут созданы педагогические университеты федерального подчинения, которые в своей структуре будут иметь институты повышения квалификации учителей и педагогические колледжи», — сообщил Министр.
Для новых регионов разработаны соответствующие методические документы, установлен пятилетний период для перехода на российские образовательные стандарты, уточнил Сергей Кравцов.
«Ключевая задача — выравнивание качества образования в новых субъектах Российской Федерации: в частности, введение в учебные планы курса «Моя история», который устранит тотальное незнание истории, те вопиющие провалы и подмены, которых много было в украинских программах, например о мифической стране Гетманщина, которой никогда не было», — уточнил Министр.
Предложения профильных комитетов
Председатель Комитета по контролю Олег Морозов в своем выступлении отметил положительные сдвиги в области импортозамещения в сфере образования: «Доля средств на закупку школьного оборудования отечественного производства составляет в рамках нацпроекта более 70 %, а в части компьютерного оборудования — 95 %», — рассказал он.
При этом парламентарий обратил внимание на то, что оценка гражданами положения дел в системе образования остается критической. «И каждый депутат, приезжая в свой регион, это остро ощущает», — подчеркнул Олег Морозов, добавив, что, по данным ВЦИОМ, более 40 % граждан недовольны качеством школьного образования.
«Есть заметное нарастание некоторых негативных тенденций: например, увеличивается наполняемость классов и число обучающихся в расчете на одного учителя, продолжает нарастать дефицит педагогических кадров, особенно заметный от региона к региону», — заявил Председатель Комитета по контролю.
«Советский школьный учитель, по мнению американцев, переиграл их в борьбе за космос. У российского учителя сегодня задача сложнее: он должен сформировать поколение, которое в жесточайшей борьбе обеспечит достойное место России в современном мире», — заключил Олег Морозов.
Председатель Комитета по просвещению Ольга Казакова напомнила, что недавно ГД был принят закон о единых федеральных основных общеобразовательных программах. «Сейчас, на стадии формирования образовательных программ, мы должны взять на контроль их содержание, прежде всего касающееся Великой Отечественной войны», — предложила парламентарий.
Также, по мнению Ольги Казаковой, «сегодня страна остро нуждается в специалистах рабочих профессий». «Нужны федеральные решения: системная программа модернизации, капитального ремонта, преобразования мастерских [профессионально-технических] учебных заведений, чтобы условия там не уступали вузовским», — сказала Председатель Комитета.
Председатель Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина, в свою очередь, обратила внимание на проблему доступности образования, в частности в сельской местности. По словам депутата, сельские школы нередко «укрупняются» и закрываются.
«Главная задача — воспитание патриота, гражданина, — уверена парламентарий. — Надо перерабатывать все учебники по всем предметам». Так, по словам Нины Останиной, в учебниках по точным и естественно-научным предметам могло бы содержаться больше информации о достижениях российских ученых, изобретателей, чтобы школьники «знали не только Илона Маска, но и Циолковского».
Мнения фракций
Позицию фракции КПРФ представил Первый заместитель Председателя Комитета по науке и высшему образованию Олег Смолин. Так, он призвал делать дальнейшие шаги по дебюрократизации образования: «Мы поддержали законопроект о сокращении отчетности. Но педагоги говорят, что они этого уменьшения не почувствовали».
«Мы поддерживаем шаги министерства по переориентации школьного образования в национальных интересах, но считаем, что нужно идти дальше», — заявил Олег Смолин, добавив, что нужно увеличивать преподавание истории, географии, русского языка и литературы, сокращая при этом обязательное преподавание второго иностранного языка.
Парламентарий поддержал усиление воспитательной составляющей в образовании, в частности предложение Председателя ГД о возвращении в школьную программу трудового воспитания.
«Патриотизм воспитывается не отдельными уроками, а всей системой образования», — подчеркнул Олег Смолин.
Руководитель фракции ЛДПР, Председатель Комитета по международным делам Леонид Слуцкий отметил, что профессия учителя должна стать одной из самых престижных с достойной заработной платой.
Он также предложил поэтапно отойти от ЕГЭ: сначала сделать его добровольным и в итоге полностью отказаться от этого формата оценки знаний.
Отдельно Леонид Слуцкий остановился на теме продвижения русского языка. «К сожалению, мы наблюдаем в мире сейчас очень тревожную ситуацию с русским языком. На момент 89–90 года в мире говорили по‑русски порядка 350 млн человек. Сейчас 270 млн, — подчеркнул он. — Нам надо это прекращать».
Первый заместитель Председателя Комитета по просвещению Яна Лантратова (фракция «Справедливая Россия — За правду») подчеркнула важность формирования единого образовательного пространства в стране. Соответствующий законопроект уже принят. По ее словам, должны быть «установлены такие стандарты, чтобы наши дети могли гармонично развиваться».
«Наша фракция неоднократно поднимает вопрос престижности статуса педагогического работника и оплаты труда. В связи с низким размером оплаты труда увеличивается дефицит кадров, особенно в сельской местности», — обратила внимание депутат, добавив, что низкие зарплаты учителей ведут к тому, что в профессию не идет молодежь, а пожилые педагоги работают на нескольких ставках.
Также Яна Лантратова заявила о важности обеспечения школьников горячим питанием, причем оно обязательно должно быть здоровым и качественным — закупки не должны проходить по принципу дешевизны.
Первый заместитель Председателя Комитета по просвещению Максим Гулин (фракция «Новые люди») предложил проработать систему финансового поощрения тех учителей, кто творчески и креативно подходит к исполнению своих обязанностей.
Также для повышения престижа профессии учителя депутат предложил ввести федеральный оклад. «О сумме можно разговаривать, проговаривать, но мы считаем, что только увеличение зарплаты учителя позволит решать проблемы», — сообщил Максим Гулин.
Говоря о воспитании, представитель фракции «Новые люди» призвал наполнить школьную площадку деятельным подходом к этому вопросу: надо дать учреждениям больше молодой энергии. Так, например, старшие классы могут взять кураторство над младшими, отметил Максим Гулин.
Заместитель Председателя ГД от фракции «Единая Россия» Петр Толстой отметил важность работы Министерства просвещения по повышению ценностной составляющей образования, а также по отказу от западных заимствований и наследия 90-х годов, когда школы перестали воспитывать детей.
«Сегодня должны быть разработаны единые методические рекомендации, которые опирались бы на подписанный Президентом РФ на прошлой неделе указ [о защите традиционных ценностей]», — заявил Петр Толстой, дополнительно подчеркнув важность патриотического воспитания школьников.
Также парламентарий обратил внимание на вызывающие у родительского сообщества тревогу процессы цифровизации учебного процесса, а также использования дистанционных технологий. Петр Толстой поддержал предложения коллег по повышению престижа профессии учителя.
Повышение качества образования
В ходе «правительственного часа» Председатель ГД Вячеслав Володин сообщил, что депутатами подготовлен и внесен законопроект о возможности передачи школ на региональный уровень.
Источник: Госдума