Строительство и ЖКХ
102
Просмотров
02.03.2023
Опубликовано
Строительство и ЖКХ
Категория
Поделиться публикацией
В декабре Правительство РФ досрочно повысило тарифы ЖКХ. Следом управляющие компании поспешили поднять цены на свои посреднические услуги. Проблема в том, что суммы в платежках жильцов оказались кратно выше установленных правительством пределов. Разбираемся, почему так вышло и что делать.
Анна Снежина
В декабре 2022 года в России второй раз за год проиндексировали тарифы на газ, электроэнергию, теплоснабжение, горячую и холодную воду, вывоз твердых коммунальных отходов.
«Перенос сроков вызван необходимостью обеспечения бесперебойной работы и развития инфраструктуры ЖКХ по всей стране, сохранения предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг для населения», - так объяснили досрочную индексацию тарифов в Минэкономразвития и пообещали в течение 2023 года цены на ЖКУ больше не повышать. Следующая индексация должна пройти 1 июля 2024 года.
Правительство России сдерживало рост регулируемых тарифов, сколько могло, последние три года индексация за услуги ЖКХ производилась по расчетам вдвое ниже инфляции. «Это позволяло контролировать индексацию тарифов, делая ее более плавной и безболезненной потребителей», - говорится на сайте министерства.
Чиновники пообещали, что Федеральная антимонопольная служба России будет строго контролировать соблюдение утвержденных предельных индексов и не допустит их необоснованного роста.
Согласно Постановлению Правительства № 2053 от 14 ноября 2022 г. «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации», предельный рост тарифов может составлять не более 9%, то есть вносимая гражданами плата за коммунальные услуги не может вырасти более чем на 9% от той, что была до декабря 2022 года.
Согласно п.1.2. Постановления, регионы и муниципалитеты в Российской Федерации не могут отклоняться в большую сторону от величины этого индекса, а вот сохранить прежние тарифы или рост менее, чем на 9%, могут.
Данную математику изложило в своем пресс-релизе и Минэкономразвития РФ:
«Предельный уровень индексации тарифов с 1 декабря 2022 года для населения по стране не превысит 9%».
Вместе с тем, некоторые управляющие компании использовали новость об общефедеральном росте тарифов как предлог для повышения цен на собственные услуги.
В результате – анонсирован максимально возможный рост цен на 9%, а в своих платежках жильцы обнаруживают кратное увеличение платы, к примеру, аж на 40%. Как же это возможно?
В отдельных случаях управляющие организации, по-видимому, очень надеются на авось или массовое молчание жильцов.
ТСЖ «КВАРТ- 94» на Ленинском проспекте в Москве разослало жильцам уведомление о повышении тарифов, при этом свои действия они объясняют со ссылкой на всё то же Постановление Правительства РФ № 2053.
«С 01 февраля 2023 г. внесена корректировка в смету Товарищества по статьям коммунальных расходов с учетом изменения стоимости тарифов на водоснабжение, водоотведение, электрическую энергию, тепловую энергию и твердые коммунальные отходы (ТКО)», - говорится в уведомлении ТСЖ.
Четыре позиции из приведенной в уведомлении сетки тарифов превышают установленный Правительством предельный уровень индексации в 9%. Так, по подсчетам самого ТСЖ, плата за водоснабжение (с НДС) выросла на 11%, за водоотведение (с НДС) – на 12,5%, за электроснабжение (с НДС) Т1 - на 26,2%, за электроснабжение (с НДС) Т2 - на 39,3%).
Мы попросили ТСЖ «Кварт -94» дать пояснения по обозначенным параметрам индексации.
Ответившая на звонок сотрудница представилась управляющей Инессой Борисовной (свою фамилию называть отказалась).
В грубой и агрессивной форме она отказалась отвечать на устные вопросы «НИ».
«Уверена, что наши жители не могли с этим обратиться к Вам. Все умеют считать. С этими вопросами надо обращаться в другие инстанции, уполномоченные утверждать тарифы», - написала представитель компании.
Что ж, пока что добиваться законного права на ответ от ТСЖ «Кварт-94» приходится через посредничество прокуратуры.
По данным за 2019 год, в среднем на оплату услуг ЖКХ у российских семей уходило не менее 9% от совокупных доходов семьи. За первое полугодие 2022 г. жители заплатили за услуги ЖКХ 1,66 трлн рублей, а совокупные долги за услуги в отрасли достигли 804,5 млрд руб.
Несколько категорий граждан имеют право на субсидии для оплаты жилищно-коммунальных услуг: это те, кто:
- снимают жилье у государства по договору социального найма;
- снимают жилье у других людей;
- члены жилищных кооперативов;
- собственники жилых помещений.
На меры социальной поддержки могут рассчитывать семьи, если их средний платеж за «коммуналку» превышает 22% совокупного дохода. Наниматели жилья тоже могут оформить субсидию на оплату услуг ЖКХ (при условии, что имеют в нем постоянную регистрацию). Субсидия назначается на 6 месяцев, затем нужно обновлять заявление.
В регионах нормативы расходов на ЖКУ могут быть ниже. Например, в Тюменской области величина расходов на оплату ЖКХ, при которой назначается субсидия, составляет 20%, в Орловской области – 10%, Ямало-Ненецком автономном округе – в зависимости от доходов семьи от 2 до 15%, в Сахалинской области – 15% и т.д.
Кроме того, отдельные категории потребителей - например, участники ВОВ, ветераны боевых действий, герои труда и т.д. могут воспользоваться федеральными льготами на оплату газа. «Скидка» может доходить до 50%. Кроме того, регионы сами устанавливают льготы по тарифу на газ для пенсионеров, многодетных семей, для детей-сирот и т.д.
Регионы же устанавливают, каждый на свое усмотрение, льготные тарифы для жителей сельских поселений и деревень, а также для горожан, в чьих домах нет газа и возможно использование только электроплит.
***
Марат Даянов, юрист, эксперт по тарифообразованию в ЖКХ:
Тарифы на услуги ЖКХ утверждаются энергетической комиссией при Министерстве энергетики РФ. Затем уполномоченные комиссии в регионах или муниципалитетах могут вносить свои поправки, если то по конкретным изменениям позволяет федеральный центр. Плата за электроэнергию начисляется по тройной зоне – электричество оплачивается по разным тарифам в зависимости от времени суток его потребления. Тарифный калькулятор выводит среднее арифметическое с учетом процентной составляющей.
Но как бы ни были сложны формулы расчетов, все жильцы должны четко помнить: поднимать тарифы в одностороннем порядке управляющая организация не имеет права. Управляющая компания или ТСЖ обязаны уведомить о созыве общего собрания собственников и предоставить экономическое обоснование каждому повышению, при этом, чтобы утвердить новые тарифы, нужно, чтобы за повышение проголосовало не менее 50% жильцов.
Тариф на оплату содержания и ремонта общего имущества МКД формируется в три этапа: собственники рассчитывают его с учетом предложений УК, согласовывают и утверждают. Его устанавливают на срок не менее года. Тариф зависит от перечня и периодичности обязательных и дополнительных работ и услуг по дому. Чем больше работ выполняет УК и чем чаще это делает, тем больше придется платить жильцам.
Обычным жильцам порой сложно разобраться в этих действительно замудреных начислениях. Тем не менее, мы рекомендуем при помощи юриста или иного эксперта, разбирающегося в вопросе, не реже одного раза в полгода проверять обоснованность начислений и взимания платы за ЖКУ. Если вдруг выяснится, что цифры завышены, нужно составлять досудебную претензию в управляющую компанию.
Если положительной реакции нет – обращаться с жалобой в Федеральную антимонопольную службу (ведомство в случае выявления нарушений принимает меры административного воздействия, штрафы в том числе). Если управляющая компания после предписания в пользу жильцов самостоятельно не производит перерасчет, то гражданину необходимо обратиться в суд.
Обращаться в суд лучше при поддержке государственных органов по защите прав потребителей. Во-первых, иски Роспотребнадзора с привлечением потребителя как третьего лица чаще удовлетворяются, во-вторых, вы не нанимаете юристов, ведомство берет всю юридическую часть на себя. Кроме того, в случае удовлетворения иска вам производят перерасчет и возвращают излишне уплаченную сумму плюс 50% от нее (в качестве штрафа за отказ от добровольного удовлетворения досудебной претензии). Например, если управляющая компания или ТСЖ необоснованно взяла с вас на 1000 рублей больше, вам вернут 1500 рублей. И, наконец, вы вправе выбрать подсудность – суд по месту своего жительства, например. В обычном гражданском процессе суд должен проходить по месту регистрации ответчика – управляющей компании, а она, к примеру, может быть зарегистрирована не в Москве, где вы живете и пользуетесь услугами ЖКХ, а на Дальнем Востоке.
Можно обратиться в и Жилищную инспекцию, но на заявления жильцов она реагирует неохотно. Единственный способ заставить ее заработать – очень точно формулировать запрос и обоснование к требованию о привлечении управляющей компании к административной ответственности.
Другая насущная проблема в том, что очень часто управляющая компания оплату собирает, с какой-то частотой ее увеличивает, а вот со своей стороны не выполняет даже тот минимум, который жильцам гарантирован. Или искусственно завышает объемы израсходованного ресурса.
К примеру, в практике был такой случай: на мытье полов на одном этаже в подъезде объективно требуется не больше ведра воды, в отчетах же управляющей компании на это требовалось такое количество воды, которым можно было бы залить зимний каток. За завышенные объемы, естественно, тоже платит потребитель.
Нормы, качество и объемы работ, выполняемыми управляющими организациями, регламентируют Постановление Правительства РФ №416 от 15 мая 2013 г. «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»; Постановление Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. (ред. от 16.11.2022) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»; ГОСТ Р 51617-2014 «Общие требования к услугам жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами» и др.
Источник: Известия