Госдума
4
Просмотров
30.11.2024
Опубликовано
Госдума
Категория
Поделиться публикацией
В рамках «правительственного часа» были затронуты темы высокой коммерциализации среднего профессионального образования, состояние учебных зданий, общежитий, уровень материально-технической базы учреждений СПО и другие вопросы
В Государственной Думе прошел «правительственный час» на тему «О повышении роли системы среднего профессионального образования в кадровом обеспечении отраслей производства».
В обсуждении вопросов, касающихся развития системы среднего профессионального образования, приняли участие профильные министры, а также заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко. Каждая фракция задала свои вопросы. Также в дискуссии участвовали представители непарламентских партий, которые приглашены сегодня на пленарное заседание ГД. Кроме того, состоялись выступления председателей профильных комитетов Государственной Думы. В режиме видео-конференц-связи приняли участие представители законодательной и исполнительной власти 89 субъектов Российской Федерации.
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин в ходе «правительственного часа» подчеркнул: «Мы с вами должны делать все для того, чтобы на оборонные предприятия, стройки, заводы, сельхозпредприятия пришли профессиональные, подготовленные кадры».
По его мнению, нужно «наполнить рынок профессиональными рабочими и не уповать на мигрантов, которые приедут и все проблемы решат».
Ключевые задачи, требующие решения
Председатель ГД Вячеслав Володин обозначил ключевые проблемы в сфере профессионального технического образования, решение которых необходимо для преодоления дефицита кадров рабочих специальностей. Среди них коммерциализация СПО, фактическое отсутствие начального профессионального образования, несоответствие учебных программ реальным запросам рынка. От качества подготовки квалифицированных рабочих кадров во многом зависят развитие экономики и технологический суверенитет нашей страны, подчеркнул Вячеслав Володин.
«Человек хочет получить профессию сварщика, токаря. Приходит в СПО, колледж, техникум, отучился 1,5–1,8 года, приобрел эту специальность, но работать по ней не может. Ему надо закончить техникум или колледж, четыре года отучиться. Мы с вами должны делать все для того, чтобы пришли на стройки, заводы, сельхозпредприятия профессиональные, подготовленные кадры, наполнить рынок профессиональными рабочими и не уповать на мигрантов», — сказал он.
По словам Вячеслава Володина, «количество ребят, которые проходят подготовку именно в рамках начального профессионального образования, уменьшилось в пять раз. Нам же надо, чтобы на рынок труда пришло как можно больше профессиональных рабочих. Мы должны идти к решению задач, которые ставит Президент, находить инструментарий, решения по исправлению ситуации».
«ОГЭ, ЕГЭ для тех, кто хочет получить профессию сварщика или крановщика — зачем? Давайте мы решим хотя бы для среднего профессионального образования, начального образования: по итогам аттестата можно зачислять. Вот давайте эти конкретные предложения сегодня обсудим», — также заявил Председатель ГД.
Кроме того, по словам Вячеслава Володина, «главный вопрос сегодня у нас — сделать все для того, чтобы повысить престиж подготовки рабочих в профессии. И основной бич среднего профессионального образования — это платность обучения, которая сегодня свыше 40 % в среднем, а по некоторым регионам она зашкаливает». «Нет достойной материально-технической лабораторной базы. И, безусловно, надо думать о том, кто будет работать в техникумах. Если хотим готовить профессиональные рабочие кадры, нам надо начинать с тех, кто будет передавать эти знания. Нам хотелось бы, чтобы мы в итоге обсуждения сформулировали так перед собой задачи. Да, это компетенция регионов, но мы перед ними задачи такие должны формулировать и искать возможность софинансирования», — добавил он.
Система образования — под потребности рынка
Министр труда и социальной защиты Антон Котяков в своем выступлении подчеркнул, что российскую систему образования планируется перестроить под те потребности, которые есть на рынке труда. «Запущена программа переподготовки и повышения квалификации уже имеющихся работников», — отметил Министр.
По его словам, также есть возможность проводить переобучение работников, которые хотят перейти на дефицитные профессии — таких в России 150. При этом, чтобы повысить эффективность подготовки и справиться с кадровым дефицитом, заключают трехсторонний договор между соискателем, работодателем и образовательными организациями.
Также Министр труда и социальной защиты отметил рост дефицита квалифицированных рабочих кадров на рынке труда. «Всего за несколько лет количество вакансий на одного безработного по квалифицированным рабочим специальностям возросло в 2,5 раза», — сказал Антон Котяков.
Он отметил, что кадровая потребность до 2030 года составляет не менее 2,4 млн человек. При этом число вакансий по операторам машинного оборудования на одного безработного выросло в два раза.
Также он сообщил: «Результаты мониторинга показывают, что в год выпуска уровень трудоустройства выпускников системы среднего профессионального образования составляет 53 %, на второй год после выпуска — 68,5 %. Мы ставим для себя в качестве целевого показателя трудоустройство специалистов на уровне 80–85 %».
Подготовка молодых специалистов
К 2030 году в колледжах планируют подготовить 2 млн специалистов, сообщил депутатам Министр просвещения Сергей Кравцов.
По его словам, обновлены 500 образовательных стандартов и пересмотрен перечень профессий и специальностей вместе с отраслями и предприятиями, не обновлявшийся с 2013 года. «Появились новые профессии с учетом потребностей рынка труда — моделирование в строительстве, биотехнологии в пищевой промышленности, безопасность на акватории и другие», — сказал Сергей Кравцов.
При этом структура приема была изменена в пользу технических профессий. В 2019 году доля таких специальностей при приеме в колледжи составляла 47 %, а в 2024 году — уже 56 %. Сокращены контрольные цифры приема на экономику и право.
Предприятия возвращают в систему подготовки специалистов в колледжах. Работодатели участвуют в определении контрольных цифр приема и приемной кампании, управлении колледжами, профориентации и организации практической подготовки, проведении демонстрационного экзамена, финансировании колледжей и закупке оборудования.
По словам Сергея Кравцова, также принятые меры направлены на решение поставленной Президентом задачи по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, машиностроение, металлургия, электронная промышленность, атомная отрасль, робототехника. «К 2028 году мы рассчитываем подготовить 1,3 млн специалистов, а к 2030 году — уже 2 млн», — сказал Сергей Кравцов.